Архив новостей
Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Этих городецких птиц, цветков, всадников, барышень видели посетители и ценители народного искусства на международных выставках «ЭКСПО» в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании. Работы городецких мастеров демонстрировались в Москве в музее Декоративно-прикладного и народного искусства, в Санкт-Петербурге и др. г. России.
Как делают Городецкую роспись
Источник
Воспроизвести все
Сортировать:
по популярности
по дате добавления
1. Как делают Городецкую роспись 2. Ремесло 66: Городецкая роспись В этой программе мы побываем в городе Городец и расскажем Вам об истории одного из традиционных русских промыслов. Городецкая роспись. 3. Народные художественные промыслы – Городецкая роспись Народные художественные промыслы – Городецкая роспись. Городецкий мастер росписи любит цветы. Городецкая роспись необычная, композиция симметричная. 4. Городецкая роспись (Gorodets painting) Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. Яркая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой. 5. Сундучок городецкой росписью #1, irishkalia Расписной сундучок с птичкой, выполненный акриловыми красками. Городецкая роспись отличается яркими открытыми цветами и простотой исполнения. 6. ФИЛЬМ 3 ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Методическое пособие для уроков ДПИ 7. Городецкая роспись Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Городецкая роспись» в МБДОУ д/с ОРВ «Малыш» г.Усмани Липецкой области. Воспитатель Бокулёва Ольга Александровна. 8. Техника городецкой росписи Городец, городецкая роспись, ДПИ, ИЗО 5 класс, декоративно-прикладное искусство России 9. Городецкая роспись. Мастер-класс Ягодка. Этапы рисования одного из элементов Городецкой росписи – «ягодка». Замалёвок, подмалёвок, оживка. Или замалёвок, тенёвка, разживка. 10. Городецкая роспись. Мастер-класс Листики. Замалёвок. 11. Городецкая роспись Урок 1 12. Городецкая роспись Урок 2 13. Городецкая роспись Урок 3 14. Городецкая роспись Урок 4 15. Городецкая роспись Урок 5РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ НА РУСИ
ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха. Лица народные мастера писали в одной манере – в виде белого кружка, на котором тонкими чёрными линиями обозначены черты человеческого лица. Причёски, как у мужчин, так и у женщин отличались большой изысканностью, но в окраске их применяли только чёрный цвет. В изображении самих фигур использовали плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Смотрите слайд-шоу «История городецкой росписи».
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/arbat/puty/104.jpg
Городецкая роспись на мочесниках (коробка для пряжи).
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml
Мастер Лазорь Васильевич Мельников из деревни Охлебаихи в 1866 г. изобразил на прядильном донце несколько сцен: всадники, посиделки.
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml
Весёлый городской пир – так изобразил его крестьянский художник в конце XIX в.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Когда прялка не работала, гребень вынимали из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно, украшавшим горницу. Дата создания: вторая половина XIX в.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Донце в виде деревянной пластины подпрямоугольной формы. Роспись сюжетная. В верхней части изображение светских посиделок: нарядные дамы с кавалерами за столом с различными яствами. Вторая половина XIX в.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Прялка составная со вставным гребнем. Вплоть до середины XIX в. для украшения донец городецкие мастера пользовались техникой инкрустации: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Донце в виде деревянной пластины подпрямоугольной формы с высоким ступенчатым выступом – копылком. Конь с наездником в центральной части композиции, конь и на копылке, рельефные фигурки людей и растительный орнамент. Первая половина XIX в.
Донце и гребень выполнены из разных пород дерева. Предположительно осина и клён. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Первая половина XIX в.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Прядильный гребень, вставленный в донце. Форма головки напоминает усеченную пирамиду, три стороны ее ребристые, а одна (обращенная к пряхе) спускалась вниз уступами. XIX в.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Художник И. Мазин показал, как делались городецкие донца. Видны высокие козлы, на них лежит бревно, а два молодых парня – один сверху, другой снизу – распиливают его на продольные тесины. Надпись гласит: «Роспил осиника для дёнцов». Начало XX в.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Прядильное донце, расписанное Лазарем Мельниковым. Деревня Охлебаиха. Сверху эту сценку обрамляет расположенная аркой надпись: «Деревни Охлебаихи мастеръ Лазарь Васильевъ 1866».
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Пряхи за работой. Роспись стенки мочесника – лубяной коробки для мотков пряжи. 1860-е гг.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
С мотками кудели девушка идёт на посиделки. Деталь росписи мочесника. XIX в.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Подготовка пряжи для тканья – снование. Деталь росписи мочесника. Оранжевый фон росписи придал изделию праздничность и в то же время удачно выделил чёрно-белые изображения, подцветку жёлтым.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Всадники. Деталь росписи донца В. К. Лебедева. На вороных рысаках едут двое – кавалер и дама. Переплелись в беге тонкие ноги коней, вытянулись вперед змееподобные головы, упруго изогнулись спины – всё говорит об их нервном, напряжённом движении. Вторая
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Праздничное застолье. Деталь росписи городецкого донца. Переняв живописное умение у иконописца, городецкий мастер перенес и в композицию росписи черты древнерусского искусства: все фигуры размещены по одной стороне стола, лицом к зрителю.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Расписное донце, подаренное невестке свекровью. За а праздничным столом собралась вся семья: справа родители невесты, рядом она сама; слева пришедшие в гости жених и его мать. Автор росписи – И.Мазин. Начало XX в.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Мать с сыном-женихом пришли в гости к родителям невесты Чопорна и подтянута хозяйка дома: поджав ниточкой губы, глядя прямо перед собой, она как бы дает понять, что не чета своей будущей родственнице. Деталь росписи донца И. Мазина.
Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html
Автопортрет. Роспись сиденья детского стульчика. Автор росписи Е.Т. Крюков. На обратной стороне сиденья длинная надпись: «Мастер Егоръ Тихоновъ Крюковъ де. Савина Больше-песошниской волости Городец. уезда Ни. Губе». Начало XX в.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Донце прялки с городецкой росписью. Конец XIX – начало XX вв.
СОВЕТСКАЯ ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Окончательное возрождение промысла произошло в 1950-е гг. В 1951 г. в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А.Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. Промысел росписи деревянных изделий закрепился и развился до большого искусства. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, которая стала не менее знаменитой, чем хохломские и семёновские узоры. Смотрите слайд-шоу «Советская городецкая роспись».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html
Работа Д.И. Крюкова «Колхозная семья».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html
Д.И. Крюков Панно «Деревня вечером» с фрагментами. Середина 1930-х гг.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871
Доска расписная. Мазин И.А., 1935 г.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871
Работа Мазина И.А.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml
В 1935 г. художник Игнатий Мазин на доске нарисовал, как в старое время изготовляли холсты.
Источник: http://ru.livejournal.com/424449.html
«Жить стало лучше, жить стало веселее».
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml
Чёрный городецкий конь появился на декоративной настенной тарелке, которую в 1960 г. сделала художница З. А. Архипова
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml
Художница Е. И. Воронцова заставила коня забавлять ребят – конь-качалка.
Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya
Н. Величко. Городецкая роспись. «Гуляния в Царицыно» Середина ХХ в.
Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya
Н. Величко. «Покупала Дарья товар у Макария». Середина ХХ в.
Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya
Н. Величко. Городецкая роспись. ХХ в.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Фрагмент мебели – продукция Фабрики «Городецкая роспись». 1970-е гг.
Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html
Черткова В.А. Панно «Звонкая масленица». 1989 г.
Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html
Беспалова Л.Ф., Зеленин В.Г. Игрушка «Паровозик ПЫХ-ПЫХ». 1994г.
Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor.html
Рукина Т.М. Сундучок. «Катание на тройке в Загорске». 1997 г.
Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html
Касатова Ф.Н. Декоративная тарелка «Крепостная стена. Церковь Рождества Иоанна Предтечи». 1997 г.
МАСТЕРА ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Династия Крюковых: родоначальники росписи
«В деревне Савине был своеобразный мастер Е.Т. Крюков, любивший более нежные сочетания красок. Его дёнца украшены обычно изображениями Ивана-царевича и Анны Прекрасной…»
Что писала Катерина? Так у всех одно. Изображали кукольных людей – так их можно назвать: барыни, наездники, кони под седлом и без седоков, куры. Орнамент тоже. Львов делали. Собак писали наподобие резных на старых прялках. Работа её хорошая считалась. Можно сказать, у неё почерк был. Чистая рука. Краски могла сама промыть – от этого и работа не грязная. Плохие мастера в три часа приедут и еле-еле к одиннадцати свой товар распродадут, а мой отец да Катерина (она ему по мужу свойственница) ещё темно, только четыре часа утра минуло, – они уже спрашивают: «Трактир-то открыт?» – впору им магарыч пропивать.
И.К. Лебедев: мастер из Косково
И.А. Сундуков: роспись шла по всей России
А.Е. Коновалов: воскресил городецкую роспись
«Ты уж лучше по-городецки пиши, продолжай наше мастерство. В городецкой росписи есть своя неоскудеваюшая прелесть».
«Можно с полным основанием сказать, что городецкая роспись займёт подобающее место среди других художественных промыслов страны».
Л.Ф. Беспалова: «пионеры городецкой росписи»
«Аристарху Евстафьевичу благодарны, что он нас взял, увидел в нас что-то, видимо. Нас было четверо, отец был военный, погиб в войну. Мама привела нас с сёстрой – вот, Аристарх Евстафьевич, возьми моих девчонок рисовать. – А что они умеют? – Ничего не умеют. Спрашивает меня – А что умееешь? – Вышивать. А он сидит, перед ним деревяшечка, ромашки рисует. Я увидела эти ромашки, сердце замерло. Он спрашивает – хочешь попробовать? Я взяла кисточку – раз ляпок – ничего не получается. – Ну, научишься, раз хочется».
«Коновалов повёз меня в слободу. А там ещё только была мебельная фабрика. Директор говорит – что мне с вами делать, куда девать? Название повесили «Городецкая роспись». Надо её развивать. Оставили меня в столярном цеху, одну посадили. С этого началась на фабрике городецкая роспись. Потом Коновалов написал статью «Художницы – пионеры городецкой росписи», так он нас назвал».
А.В. Соколова: её работы – путь к совершенству
В 1969 г. группу молодых перспективных художниц приглашают в творческую экспериментальную лабораторию на открывшуюся в г. Городце фабрику «Городецкая роспись». Среди них была и замечательная художница Н.А. Столесникова, и будущие лауреаты премии им. Репина, заслуженные художники России Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, Т.М. Рукина, Л.А. Кубаткина.
Александра Васильевна Соколова, тогда ещё Шура-Шурочка, пришла в мастерскую годом позже, в 1970 г. Художницы начали осваивать новый сюжет. Разумеется, пригодились навыки, полученные на уроках рисунка в профтехшколе, но практически всё нужно было начинать заново. Городецкие сюжеты полны условностей. При необъятном творческом поле здесь много ограничений, запретов, продиктованных традиций.
– Практиковать сюжет мы начали ещё в Курцеве, в 1967-м г., но к настоящим разработкам приступили здесь, в городецкой мастерской. У каждой мастерицы была своя любимая тема. У Тамары Рукиной, к примеру, замечательно выходили батальные сюжеты. Ей много приходилось работать с историческим материалом. А мне всегда нравилось выписывать интерьеры. Катуши, колонны, паркеты… Интересно, ведь считается, что городецкие сюжеты произошли от лубкового искусства, т.е. фольклорных картинок. Откуда у простого народа такая любовь к изображению светской жизни? Катуши и колонны символизировали принадлежность людей к знати. А барышни! А кавалеры! Владея кистью, можно нарисовать любой сюжет. Технические и композиционные условия городецкой росписи ни в коей мере не ограничивают фантазию мастера. Но эти же условия заставляют следовать непреложному закону: пиши что хочешь и как хочешь, но не нарушай традиций. А потому всё: сказки, картинки из истории, бытовые и праздничные сценки, чаепития, гулянья должно быть подчинено одному – традиции.
Художникам иногда приходится выполнять определённые задания, т.е. писать на тему. И любая тема может найти отклик в душе, вызвать желание отобразить какой-то её момент. Главное – не пропустить этот момент. И это обязательно произойдёт, если ты начнешь изучать материал. Так, у Соколовой было сделано несколько работ на тему Куликовской битвы и Нижегородского ополчения. Старинные шлемы, щиты, копья, мечи – вся атрибутика русского воина очень легко становится элементами росписи.
Иногда построение композиционной линии становится для художника самой трудной задачей. На создание панно «Аленький цветочек», например у Соколовой ушло полгода.
– В 1986-м г. Аристарх Евстафьевич Коновалов ушёл на пенсию. Преемником своим он назначил меня. Когда уходил, сказал: надеется, что в моих руках промысел не умрёт. Почему именно меня назначили? – до сих пор думаю… – размышляет художница.
Труды А.В. Соколовой – это путь к совершенству: от первых малёванных шариков и листочков до сложнейших сюжетных композиций. Это и почётные звания: лауреат государственной премии имени И. Репина, член Союза художников России, заслуженный художник России. Это – выставки, фестивали, музейные экспозиции, конкурсы, перечисление названий которых составило бы длиннейший список.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Расписная детская мебель, игрушки и сувениры – три основных направления, которые успешно развиваются в это время на городецкой фабрике. В 1985 г. А.Е. Коновалову, Л.Ф. Беспаловой, Ф.Н. Касатовой, А.В. Соколовой, Л.А. Кубаткиной, Т.М. Рукиной за плодотворную творческую деятельность и разработку новых произведений в традиционном городецком стиле была присуждена Государственная премия имени И. Е. Репина. Аристарх Евстафьевич Коновалов за возрождение промысла городецкой росписи награждён Знаком Почета, в 1987 г. ему было присвоено звание Почётного гражданина Городца. Открыть имена мастеров, выявить характерную манеру каждого из них, его место в развитии промысла – трудная, но увлекательная для исследования задача. Смотрите слайд-шоу «Мастера городецкой росписи».
Источник: http://dobro-narodnoe.livejournal.com/89799.html
Автопортрет. Роспись сиденья детского стульчика. Автор росписи представитель династии Крюковых – Е.Т. Крюков. Городецкий район. Начало ХХ в.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html
Представитель династии Кряковых – Е.Т.Крюков. «Прогулка кавалеров и дам».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html
Мастерская Крюковых. Мочесник. Конец XIX – начало XX вв. На изготовлении мочесников с несложной росписью, изображающей парочки, коней, птиц, цветы, специализировалась небольшая семейная мастерская потомственных городецких мастеров Крюковых.
http://my-gorodets.livejournal.com/23723.html?thread=13739
Коновалов Аристарх Евстафьевич – мастер городецкой росписи. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985 г.). Складень «Застолье».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/23723.html?thread=13739
Коновалов Аристарх Евстафьевич, блюдо «Две птицы».
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
А. Е. Коновалов и ведущие художники фабрики «Городецкая роспись» (слева направо): Т.М. Рукина, Л.А. Кубаткина, А.В. Соколова, В.А. Черткова, Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова.
Источник: http://www.master-raduga.nnov.ru/node/2318
Чествование заслуженной художницы России, лауреата премии им. Репина, мастера городецкой росписи Александры Васильевны Соколовой. Гости, коллеги и друзья собрались в городецком «Доме графини Паниной», где проходила персональная выставка Мастера.
Источник: http://www.master-raduga.nnov.ru/privalovsk_vGor
В Городце в музее «Дом графини Паниной» состоялось открытие персональной выставки Натальи Семеновны Приваловской «Изящной кисти волшебство» – главного художника фабрики «Городецкая роспись».
Источник: http://www.nosh.unn.ru/artists/privalovskaya.html
Н.С. Приваловская. Панно «Застолье». 1991 г. Дерево, масло, лак.
Источник: http://master-raduga.nnov.ru/taxonomy/term/130?page=2
Колесникова Вера Александровна, род. в г.Городце в 1963 г. Мастер-художник городецкой росписи. Член Союза художников России с 1998 года. Персональные выставки: Городец 1998 г., 2002 г.; Суздаль 2002 г. Преподавала в художественной школе (1989 –1992 гг.).
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post233097989
Колесникова Вера Александровна.Панно. «Мой любимый Городец».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post233097989
Колесникова Вера Александровна. Панно» Улица купеческая».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post233097989
Колесникова Вера Александровна, Панно «Гуляй, слобода».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/15522.html
Кубаткина Лидия Александровна, Родилась в 1942 г. в д. Тяблино Городецкого района. В 1959 г. окончила училище в г. Семёнове. Ветеран фабрики «Городецкая роспись». Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985 г.). Заслуженный художник РФ (199
Источник: http://sosna.livejournal.com/1313956.html
Кубаткина Лидия Александровна, Сундучок «Гулянье в Царицыно», 1990 г.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/15522.html
Беспалова Лилия Фёдоровна, род. в Кронштадте в 1939 г. В 1959 г. окончила Семеновское училище. Ветеран фабрики «Городецкая роспись». Член Союза художников России с 1990 г.
Источник: http://gorrospis.ru/masters/exlab/bespalova_lilija_fedorovna/
Беспалова Лилия Фёдоровна, панно «Чаепитие».
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/15522.html
Беспалова Лилия Фёдоровна, панно левой части триптиха «Царицыно» – «Свидание у павильона «Миловида». Фабрика «Городецкая роспись». 1990 г.
Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/
На фото: Фаина Никифоровна Касатонова (справа) и Тамара Михайловна Рукина (слева).
Источник: http://master-raduga.nnov.ru/taxonomy/term/130?page=2
Касатонова Фаина Никифоровна, родилась в 1938 г. в г. Семёнове. Работала на фабриках «Хохломский художник» и «Городецкая роспись» (с 1968 по 1998 гг). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985 г.).
Источник: http://www.master-raduga.nnov.ru/staroverova
Елена Николаевна Староверова. «От работ Староверовой идёт добрый посыл, мир её росписи наивного очарования крестьянского сказочного Китежа, дух которого до сих пор витает над улочками древнего волжского города». Из книги С.П. Чуянова «Городецкая роспись
Источник: http://www.nosh.unn.ru/artists/staroverova.html
Елена Николаевна Староверова. Ларец с секретом «Псков 1100 лет». 2003 г. Дерево, темпера, лак.
ОСОБЕННОСТИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
«нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…».
МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Смотрите слайд-шоу «Мотивы городецкой росписи».
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_roza.html
Основным мотивом росписи является изображение розы, купавки и кубышки. Этот вид чаще всего используется, он самый простой в исполнении.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_roza.html
Последовательность изображения городецкой розы. Вначале пишут цветной кружок – яблочко поворотом вертикально поставленной кисти. Далее пишут лепестки: нижний – бантик и боковые – по типу уже известного нам остроконечного листика. Этим кончается оттенёвка.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Следующий мотив – изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей. Птицы – один из любимых образов в современной городецкой
Источник: http://www.comgun.ru/repair/4076-gorodeckaya-rospis-61-foto.html
Мотив – сюжетная роспись: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись делается в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулко
Источник: http://refleader.ru/jgernaqasjge.html
Мотив – городецкий интерьер дома. Интерьер: сюда относятся сцены застолья, чаепития, свадьбы и выполняются на фоне окна с обязательным изображением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка).
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_dom.html
Городецкий интерьер: дом. Узорные полы. На этом рисунке представлены четыре фрагмента городецких узорных полов, разных по цвету, рисунку, ритму, масштабу составляющих их элементов. даже такие геометрические рисунки выполняют «живой кистью».
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_dom.html
Сюжетные сцены: драпировка и картуши. Сюжетные сцены поражают торжественностью и значительностью обстановки. Этому способствуют множество затейливых деталей – узорных колонок по сторонам композиции, картушей, драпировок, занавесов, ламбрекенов.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_dom.html
Предметы обстановки. Каждая деталь интерьера написана с необыкновенной фантазией. Нельзя не залюбоваться узорными скатертями, миниатюрными букетами на столиках, необычной посудой.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_dom.html
Предметы обстановки. Композиция «Чаепитие» представлена здесь как итог изучения приёмов построения городецкого парадного интерьера. Она поможет понять и принципы построения пространства, и приёмы размещения фигур за столом.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_lud.html
Человеческие фигуры в Городецкой росписи. В росписи XIX – начала XX вв. это бравые офицеры и солдаты, нарядные городские дамы, затем все чаще появляются прекрасные пряхи, деревенские гармонисты.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_lud.html
Расширяется круг персонажей в росписи 1930-х гг. Это уже представители нового мира – советские «пограничники-отличники», пионеры, физкультурники, большие колхозные семьи со стариками и детьми.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_zveri.html
Звери в городецкой росписи. Если кони, коты и собачки связаны с повседневным бытом, то никогда не обитавшие в Поволжье львы заимствованы мастерами росписи из искусства резчиков по дереву. Львы лишь благодаря мастерам росписи не остались в далёком прошлом
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_zveri.html
Сегодня львы – непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи – воплощение доброты народного искусства России, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_bar.html
Городецкая барыня: Последовательность изображения. Работа начинается с изображения кружка примерно 1,5 – 2 см. в диаметре. Лицо пишут белилами, гораздо реже применяется тон «карнации» – телесный.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_konik.html
Конь в городецкой росписи. Сохраняя кистевые приёмы написания коня, художники внесли большое разнообразие в его цветовое решение. Это уже не только вороные, но и белые, каурые и кони самых разных мастей, хорошо вписывающиеся в радостный строй росписи.
Источник: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_konik.html
Мастерская Крюковых. Мочесник. Конец XIX – начало XX вв. На изготовлении мочесников с несложной росписью, изображающей парочки, коней, птиц, цветы, специализировалась небольшая семейная мастерская потомственных городецких мастеров Крюковых.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив чёрного, синего, тёмно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Исполненные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности и помогают связи декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой. Известная строгость, симметричность композиций, резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи. Смотрите слайд-шоу: «Технология изготовления городецкой росписи».
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Из этих досок будут изготовлены предметы для росписи: вазы, шкатулки, поставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, штофы, погрумешки, яйца, конфетницы, бочата, игрушки токарные, хлебницы, сундучки, разделочные доски и т.д.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Цех росписи. Городецкая роспись cуществует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставн
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Раньше роспись исполнялась клеевыми красками, а сегодня – чаще масляными. Популярным является использование темперы – краски, созданной на основе сухих порошковых пигментов из натуральных материалов. Часто используется и гуашь с добавлением ПВА.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Сначала «белье» (деревянную основу) шлифуют, сглаживая все неровности, и намечают композицию будущего узора. Заключительный этап росписи – нанесение чёрной и белой краской шрихов и точек. Этот приём называется «оживкой.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
На хлебницу нанесена композиция будущего узора.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Сюжеты городецкой росписи – сценки из крестьянского или купеческого быта, сказочные животные – знаменитые городецкий конь, петух. Великолепные цветы, как распустившиеся, так и бутоны.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Вот эти солонки ещё не закончены. Им не хватает завершающего штриха – подписи мастера. На всех изделиях, что есть в магазине при фабрике, стоит подпись.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Городецкая роспись выполняется прямо на дереве, которое выкрашено в чёрный, золотой, красный цвета.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Каждый слой краски хорошо просушивается.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Только после полного высушивания основного слоя начинается нанесение рисунков.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Вот так наносят рисунки на всеми любимые ложки.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
На выбранном приборе аккуратно рисуют контур будущего рисунка.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
А вот так хранят заготовки.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Исполненные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объём формы, создают впечатление живописности и помогают связи декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
Готовые солонки. Известная строгость, симметричность композиций, резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи.
Источник: http://photozov.livejournal.com/27224.html
Пряничные доски бывают разные не только по рисунку, но и по размеру.
Источник: http://photozov.livejournal.com/27224.html
Большинство пряников с видами Городца
ФАБРИКА «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Адрес ЗАО фабрики «Городецкая роспись»: 606504, Нижегородская область, г. Городец, ул. Набережная, 61
Тел./факс: 8 (83161) 9-71-18
E-mail:
Сайт: http://gorrospis.ru/
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Адрес Музей истории художественных промыслов Нижегородской области: 603000, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 43 (здание магазина «Художественные промыслы»), 4 этаж.
Тел.: 8 (831) 422-10-84
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сегодня наследие старых мастеров широко представлено в различных музеях России. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника целая витрина посвящена Городцу, где, наряду с традиционными лошадками, присутствуют и персонажи провинциальной жизни: барышни и кавалеры, купцы и мастеровые, монахи и попы, матери с детьми на руках и кормилицы, дети и взрослые. Большая коллекция городецкой росписи есть в Городецком краеведческом музее: расписные донца прялок, пряничные доски, работы современных мастеров городецкой росписи. На самой фабрике «Городецкой росписи» имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров. Смотрите слайд-шоу «городецкая роспись в музеях».
Источник: http://www.niann.ru/?id=414815
Музей при фабрике «Городецкая роспись»
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
В фабричном музее представлена вся история промысла
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html
В музее при фабрике «Городецкая роспись» есть много современной росписи, а также возрождённого искусства иконописи.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
В фабричном музее можно ознакомиться с уникальной городецкой росписью посуды.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
Экспонаты фабричного музея.
Источник: http://otzovik.com/review_1767233.html
В самом музее находится несколько залов, в которых представлены экспонаты по назначению. Они разделены на предметы для кухни, спальни, зала.
Источник: http://www.razumniki.ru/ispolzovanie_izdeliy_gorodeckoy_rospisi.html
Теперь идём в другой музей. Музей истории художественных промыслов Нижегородской обл. И.К. Лебедев. Расписная ширма. 1935 г. НГИАМЗ.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Донце расписное (фрагмент). Художник П. Д. Колесов. Собрание Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Источник: http://www.nne.ru/news.php?id=343881
Собрание Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Источник: https://vk.com/topic-13357129_22035227
В зале Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Источник: http://www.razumniki.ru/ispolzovanie_izdeliy_gorodeckoy_rospisi.html
Л.Ф. Беспалова. «На прогулке». Шкатулка. 1995 г. Эта небольшая изящная шкатулка по городецкой традиции расписана со всех сторон. Даже на внутренней стороне крышки изображена птица на букете цветов. Музей истории художественных промыслов Нижегородской обла
Источник: http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Ещё один музей - Городецкий краеведческий музей, донце прялки.
http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Городецкий краеведческий музей, донце прялки.
Источник: http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Городецкий краеведческий музей, донце прялки.
Источник: http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Городецкий краеведческий музей, прялка.
Источник: http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Городецкий краеведческий музей, городецкая роспись.
Источник: http://anashina.com/gorodeckij-kraevedcheskij-muzej/
Городецкий краеведческий музей, городецкая роспись.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
А теперь переместимся в Сергиево-Посадский музей-заповедник. Донце расписное «Сражение под Адрианополем». Художник Г. Л. Поляков. 1881 г. Гавриил Поляков прославился как талантливый автор батальных сюжетов.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Донце расписное. Художник Г. Л. Поляков (?). 1880-е гг. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.
МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОРОД МАСТЕРОВ»
Адрес Музейно-туристического комплекса «Город мастеров»: г. Городец, Александровская набережная, д. 1.
Тел.: 8 (831-61) 9-40-84.
E-mail:
Сайт: http://muz-terem.ru/
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
«Где же хлопцы удалые?»
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
Елец
Липецк
Лебедянь
Другие города
С ПЕСНЕЙ
ПО СТРАНЕ
Санкт-Петербург
Похожие новости
Каким рукоделием можно заняться в домашних условиях
Как вязать митенки крючок схема
Урок вязания для начинающих пинетки спицами для
Самодельный вездеход из кпп
Серенада схема для вышивки
Рисовая салфетка для декупажа как
Вяжем сандалики для мальчика
Шаговый двигатель где находится
Домик в технике оригами
Рисунки кружев карандашом
Выкройка детских спортивных шорт
Как вязать шорты для мальчика спицами
Пластиковые шарики для поделок
Центр ручных работ вакансии