ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Начиная с XVIII века в России начинается научное изучение Востока. Во времена Петра I впервые приняты меры по организации особой школы исследования восточных языков. В 1816 году впервые была переведена священная книга мусульман «Коран» с французского языка на русский язык. Молодые русские ученые отправлялись в Иран и Турцию для изучения турецкого, персидского и арабского языков. Начались исследования Востока, связанные с его историей, языками, религиями и системами денежных обращений. Впервые во времена Петра I в России была построена арабская типография, и начались научные исследования арабских народов. Приглашались на работу в Академию наук иностранцы, хорошо знающие восточные языки. ( гг.) был одним из них. Керр был приглашен быть членом правления иностранных дел и одновременно учить персидский, арабский и турецкий языки. В 1733 году Керр подготовил большую программу создания «Академии или общества наук и восточных языков Российской Империи». В этой программе подтверждалось, что для постоянных отношений России с Турцией, Крымом и другими странами необходимо совершенное знание восточных языков. Программа Керра не была осуществлена в жизнь.

В течение всего XIX в. шел процесс активной колонизации европейскими странами стран мусульманского Востока, в который была вовлечена и Россия. Ее войны с Ираном и Турцией, присоединение к Российской империи Кавказа и территорий Центральной Азии привели, с одной стороны, к увеличению численности мусульманского населения Российской империи и реальному превращению ислама во вторую государственную религию после христианства, а с другой, вызвали взрыв интереса среди образованных слоев российского общества (,,, и другие) к исламу вообще и персоязычной поэзии, в частности, и религиозно-национальному возрождению среди российских мусульман (Муса Джаруллах Бигиев, Атаулла Баязитов, Исмаил-бей Гаспринский и др.).

В результате на интеллектуальном рынке России возник повышенный спрос как на академических, так и на прикладных, практических востоковедов (переводчиков, дипломатов, резидентов). Этот спрос был удовлетворен созданием эффективной модели для изучения стран Востока: рукописная коллекция — научно-исследовательский институт — восточный факультет (или отделение) высшего учебного заведения, которая позволяла говорить о появлении в России своей собственной школы научного востоковедения. В дальнейшем эта модель, опробованная сначала в Санкт-Петербурге, Москве и Казани, к концу 20-х годов XX в. была вновь использована советской властью с регионально-национальной ориентацией в столицах всех среднеазиатских и закавказских республик СССР.

К концу XIX в. в столице Российской империи крупные востоковедные центры были представлены Азиатским музеем (основан в 1818 г.) со своей коллекцией мусульманских рукописей, монет и артефактов восточной культуры и Факультетом восточных языков (ФВЯ, указ к основанию издан в 1854 г., открыт в 1855 г.) Санкт-Петербургского университета, который после перевода сюда наряду с преподавателями и лучшими студентами также и рукописей из Казанского университета основательно пополнил свое арабографичное рукописное собрание (библиотека ФВЯ заложена еще в 1819 г.). Кроме них хранилищами мусульманского культурного наследия выступали Императорская публичная библиотека (основана в 1814 г., сейчас Российская Национальная библиотека, РНБ) и Институт, или Учебное отделение, восточных языков при Азиатском департаменте МИД. Именно данные столичные центры востоковедения задавали тон развитию востоковедения во всей России. При этом следует отметить факт, ранее как-то не особо выделявшийся работа связанная с востоком и в истории отечественного востоковедения: академическое востоковедение в России на базе Азиатского музея, как самого крупного из перечисленных центров, сложилось во многом благодаря немецкой школе востоковедения и ее представителям, которые приглашались в крупные города Российской империи и, в первую очередь, в ее столицу. Такой подход, господствовавший в царской России, дал возможность не только использовать научные связи и традиции, уже наработанные в Западной Европе, но и общаться с ней в прямом и переносном смысле на одном языке, что привело к формированию единого западноевропейского научного сообщества со своей периодикой, критикой, обменом научными достижениями, рукописями и т. п., куда органично влились и ученые России.

Это сообщество было так или иначе деформировано к 30-м годам XX в., на его месте создано новое, внутрисоюзное, которое по сути развалилось в середине 90-х годов, сегодняшние попытки восстановления и того и другого пока малоэффективны.

Арабистика. В 1817 г. в Санкт-Петербурге был организован «Азиатский музей» (в настоящее время преобразован в Институт востоковедения РАН), основателем которого был один из крупнейших востоковедов того времени (). В 1854 г. в Петербургском университете был создан факультет восточных языков, на котором была организована кафедра арабского языка и словесности. В 1872 г. в Москве возник еще один центр изучения арабского языка - Лазаревский институт восточных языков. Арабский язык преподавался в Казани (в частности, три семестра его изучал ), арабистом был.


Источник: http://pandia.ru/text/78/024/2810.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Профессия востоковед : Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА Вышивка лентами наши готовые работы

Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и Работа связанная с востоком и