ч. 1 ч. 2
областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №33 г. Братска
РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №__________

от __________________


СОГЛАСОВАНО планы

зам. директора по ВР

Копылова Е.В.

_____________________________


УТВЕРЖДАЮ:

директор ОГСКОУ «С(К)Ш-И № 33»

Иванов А.В.

________________________________


ПРОГРАММА
КРУЖОК ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

(срок освоения 1 год)


Составила: Строганова А.Г.

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид группы – комплексный. Состав группы – переменный. Особенности набора – свободный. Форма занятий – групповая и индивидуальная. Год обучения – 1 год. Количество обучающихся – 15 человек. Возраст обучающихся – 13-15 лет. Количество часов в неделю – 2 часа. Количество часов в год – 68 часа.

Место проведения занятий - на базе ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №33 г. Братска»

Образовательная программа «Вязание» разработана по художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми среднего школьного возраста (13-15 лет). Образовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность данного кружкового объединения. В кружковом объединении занимаются 15 человек. Объем часов в год составляет: 68 часов.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Цель программы:

обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

приобщение учащихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком;

гармоническое развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического образования, содействие жизненному самоопределению учащихся.


Задачи:

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

Воспитательные:

– приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,

– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

– развивать моторику рук, глазомер.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические

идеи:


1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

Педагогические принципы.

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:

– игровая деятельность в школьном периоде: занятия в группах часто переходят в игру. Ролевые игры служат хорошим подспорьем для педагога в обучении прикладному творчеству. Радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общих игр, для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;

– учебная деятельность в младшем и среднем школьном возрасте: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. Игры используются преимущественно учебного характера;

– учебная деятельность и личностное общение в подростковом возрасте: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение

в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

– профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

2) потребности, интересы учащихся;

3) уровень развития первичного коллектива;

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

– осознание и признание права личности быть не похожей на других;

– проявление уважения к личности;

– предоставление права на свободу выбора;

– оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

– умение смотреть на проблему глазами ребенка;

– учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, так как в группе занимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Непосредственно на занятиях педагогами предлагаются работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей.

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе художественно-эстетического восприятия, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки,

научиться анализировать и понимать органическую целостность трудовой деятельности, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам (истории, литературе, ИЗО, музыке, экологии, физкультуре и т.д.).

Поскольку программа «Вязание» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база.

Для эффективной деятельности по программе необходимы:

1) различные материалы: нитки, крючки, спицы, тетради, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы, папки, альбомы, ватманы, фотографии, дискеты, пленка;

2) инструменты: ножницы, линейки, карандаши, клей;

3) аппаратура: музыкальный центр, диски, проектор с набором слайдов, фотоаппарат;

4) помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов в данном кружковом объединении. Особое место в программе занимают следующие формы обучения:

- экскурсия;

- творческие задания;

- практическая работа;

- выставка творческих работ;

- конкурс.
Основные методы обучения

Монологический, диалогический, алгоритмический, показательный.


Ожидаемые результаты

В результате освоения программы «Вязание» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.


К концу 1-го года они должны:

1) научиться приобщаться к труду;

2)самостоятельно и свободно обучаться в группе, владеть навыками вязания;

3) приобрести комплекс специальных знаний и навыков: по работе с нитками, тканью, а также применять их в быту, передавать свои знания другим людям;

4) воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

5) овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.


В результате обучения дети должны знать:

виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий;

народные художественные промыслы России и родного края;

названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

правила организации рабочего места;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
должны уметь:

правильно организовать свое рабочее место;

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).

3. Конституция РФ.

4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).

8. Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.

Воспитательная работа:

1. Участие в массовых мероприятиях и их организация.

2. Участие в районных мероприятиях.

Методическая работа:

1. Журналы, методические пособия.

2.Фотоальбом о работе кружка.


Содержание образовательной программы

«Вязание»


Раздел 1.

Темы: Вводное занятие (организационное). Ознакомление детей с условиями и задачами кружка, с планом работы, выбор актива, с правилами ТБ. Беседа «История рукоделия» (2 ч.)


Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ (14 ч.).

Темы: 1. Виды пряжи, соответствие размера крючка ниткам (1 ч.)

2. Положение рук во время вязания, воздушные петли (2 ч.)

3. Столбик с 1 накидом (2,3), столбик без накида, петля подъема, соединительная петля (4 ч.)

4. Кольцо «Амигуруми», вязание по кругу (3 ч.)

5. Прибавка петель, убавка петель (2 ч.)

6. Виды наполнителей для игрушек (2 ч.)
Раздел 3. Игрушки «Амигуруми» (32 ч.)

Темы: 1. «Котенок» (4 ч.)

2. «Медвежонок» (4 ч.)

3. «Зайка»» (4 ч.)

4. «Пасхальный цыпленок» (4 ч.)

5. «Жирафик» (6 ч.)

6. «Собачка Радужка» (6 ч.)

7. «Улитка Гога» (4 ч.)


Раздел 4. Одежда (19 ч.)

  1. Шарф-снуд (8 ч.)

  2. Варежки (4 ч.)

  3. Шапка/берет (7 ч.)

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:

1.Творческий отчет, подведение итогов, чаепитие (1 ч.)

ИТОГО: 68 часов


Календарно-тематическое планирование

дата
Тема занятия
Содержание
Раздел 1
1.
02.09.
История рукоделия
Из истории вязания крючком
2.
04.09
Твое рабочее место
Оборудование рабочего места, правила техники безопасности при работе с крючком
Раздел 2 «Основные приемы вязания крючком»
3.
09.09.
Виды пряжи
Выбор пряжи, подбор крючка, сматывание нитей в клубок
4.
11.09.
Цепочка
Положение рук и крючка во время вязания, техника набора первой петли, условное обозначение воздушных петель в схемах для вязания, набор воздушных петель
5.
16.09.
Закладка для книг
Набор воздушных петель, вязание цепочки, закрепление нити
6.
18.09.
Столбик без накида
Техника вязания столбика без накида. Условное обозначение столбиков без накида в схемах для вязания.
7.
23.09.
Петля подъема
Набор воздушных петель. Вязание цепочки. Вязание первого ряда столбиков без накида. Петля подъема. Ее значение при вязании крючком.
8.
25.09.
Столбики с накидом
Набор цепочки, техника вязания столбика с накидом. Условное обозначение столбиков с накидом в схемах для вязания.
9.
30.09.
Столбики с 2,3 накидами
Набор цепочки, техника вязания столбика с накидом. Вязание прямоугольника столбиком с накидом (2,3). Оформление альбома.
10.
02.10.
Кольцо «Амигуруми»
Техника вязания кольца. Вязание по кругу
11.
07.10.
Коврик
Техника вязания по кругу
12.
09.10.
Коврик
Техника вязания по кругу
13.
14.10.
Прибавка петель
Вязание шарика
14.
16.10.
Убавка петель
Вязание овала.
15.
21.10.
Виды наполнителей для игрушек
Техника набивки деталей изделия
16.
23.10.
Шарик
Равномерное распределение наполнителя для придания формы изделию
Раздел 3 «Игрушки Амигуруми»
17.
04.11.
«Котенок»
Подбор ниток для вязания. Голова. Кольцо «Амигуруми». Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
18.
06.11.
«Котенок»
Тело. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
19.
11.11.
«Котенок»
Лапы. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
20.
13.11.
«Котенок»
Наполнение и соединение деталей. Индивидуальное оформление изделия.
21.
18.11.
«Медвежонок»
Голова. Кольцо «Амигуруми». Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
22.
20.11.
«Медвежонок»
Тело. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
23.
25.11.
«Медвежонок»
Лапы. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
24.
27.11.
«Медвежонок»
Наполнение и соединение деталей. Индивидуальное оформление изделия.
25.
02.12.
«Зайка»
Техника вязания нитками «Ангора». Голова. Кольцо «Амигуруми». Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
26.
04.12.
«Зайка»
Тело. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
27.
09.12.
«Зайка»
Лапы. Прибавка, убавка петель. Закрепление нити.
28.
11.12.
«Зайка»
Наполнение и соединение деталей. Индивидуальное оформление изделия.
29.
16.12.
«Пасхальный цыпленок»
Вязание формы яйцо. Прибавка, убавка петель.
30.
18.12.
«Пасхальный цыпленок»
Вязание крылышек. Набор воздушных петель.
31.
23.12.
«Пасхальный цыпленок»
Вязание скорлупок. Обвязывание края изделия.
32.
25.12.
«Пасхальный цыпленок»
Наполнение изделия. Оформление.
33.
13.01.
«Жирафик»
Вязание головы. Чередование ниток разных цветов.
34.
15.01.
«Жирафик»
Вязание тела. Чередование ниток разных цветов.
35.
20.01.
«Жирафик»
Вязание ручек. Чередование ниток разных цветов.
36.
22.01.
«Жирафик»
Вязание ножек. Чередование ниток разных цветов.
37.
27.01.
«Жирафик»
Вязание рожек. Наполнение деталей изделия.
38.
29.01.
«Жирафик»
Пришивание деталей. Оформление изделия.
39.
03.02.
Собачка «Радужка»
Голова, нос, глаза.
40.
05.02.
Собачка «Радужка»
Вязание тела. Вязание ромбов. Соединение «гармошки».
41.
10.02.
Собачка «Радужка»
Вязание тела. Вязание ромбов. Соединение «гармошки».
42.
12.02.
Собачка «Радужка»
Лапы. Наполнение.
43.
17.02.
Собачка «Радужка»
Уши, хвост.
44.
19.02.
Собачка «Радужка»
Соединение деталей. Оформление изделия.
45.
24.02.
Улитка «Гога»
Вязание тела улитки.
46.
26.02.
Улитка «Гога»
Вязание панциря. Чередование ниток разных цветов.
47.
03.03.
Улитка «Гога»
Рожки, глаза, веки.
48.
05.03.
Улитка «Гога»
Соединение деталей.
ч. 1 ч. 2
Источник: http://van.ansya.ru/health/programma-krujok-vyazanie-kryuchkom/main.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Программа кружка по вязанию "Клубочек" УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Простой узор для вышивки гладью

Планы кружка по вязанию крючком Планы кружка по вязанию крючком Планы кружка по вязанию крючком Планы кружка по вязанию крючком Планы кружка по вязанию крючком Планы кружка по вязанию крючком