Міністерство освіти і науки України

Вищий навчальний заклад

Відкритий міжнародний університет розвитку людини „Україна”

Горлівська філія

Кафедра фізичної реабілітації

Кваліфікаційна робота

за темою «ОПЕРАТИВНИЙ, ПОТОЧНИЙ ТА ЭТАПНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА РІВНЕМ ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (НА ПРИКЛАДІ ОДНОГО ВИДУ СПОРТУ)»

студента (ки) 4-го курсу денної форми навчання

напряму підготовки 0102 – фізичне виховання і спорт

спеціальності 6.010200 – фізична реабілітація

освітньо-кваліфікаційного рівня – бакалавр

Платової Ганни Андріївни

(П.І.Б.)

Науковий керівник:

__________________________________________

(вчений ступінь, звання, прізвище, ім’я, по батькові)

_____”___________________________2007 р.

2007

Содержание

Введение

ГЛАВА I Оперативный, текущий и этапный контроль за уровнем физической подготовки спортсмена (на примере одного вида спорта) (анализ литературных данных

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

1.1 Этапный, текущий и оперативный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

1.2 Основные критерии осуществления комплексного контроля

1.3 Основные показатели используемые в оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена комплексном контроле

Раздел 2 Комплексный контроль в выбранном виде спорта – борьба самбо

2.1 Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо

2.2 Самбо как вид спорта

2.2.1 Техника борьбы самбо

2.2.2 Правила борьбы

2.2.3 Судейство

2.2.4 Проведение турниров

Раздел 3 Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

3.1 Структура тренировочного процесса

3.2 Содержание различных сторон подготовки самбистов

3.3 Общая и специальная подготовка самбистов

3.4 Специфика осуществления комплексного контроля в борьбе самбо

ГЛАВА 2 Собственная исследовательская работа

Раздел 1 Общая характеристика обследуемых

Раздел 2 Методы проведения исследования

2.1 Основные методы спортивной подготовки

2.1.1 Повторный метод

2.1.2 Игровой метод

2.1.3 Соревновательный метод

2.1.4 Методы воспитания

2.1.5 Методы обучения

2.1.6 Методы тренировки

2.2 Программа ОФП

2.3 Методика построения занятий для начинающих спортсменов

2.3.1.План-конспект занятия

2.5 Методика развития силы

2.6 Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту

Раздел 3 Ход проведения исследования

Раздел 4 Оценка проведенного исследования

4.1 Статистический анализ полученных результатов

4.2 Оценивание результатов исследования

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.

Велико значение физической культуры и спорта в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

В связи с тем, что физкультурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы людей, поэтому имеет место система управления тренировочным процессом.

Совершенствование системы управления на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба, плавание и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – борьба самбо. В Украине этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Донецкая область находится на втором месте в стране по итогам соревнований за 2005 – 2006 учебный год. В городе Горловке существует четыре спортивные школы. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы самбо и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.

Таким образом, объектом исследования являются юные самбисты. Предмет исследования – это развитие качеств, которые необходимы в данном виде спорта, то есть качество силы и выносливость.

Целью проведенного нами исследования было осуществление системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов на основе использования современных информационных методик.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние вопроса в отечественной и зарубежной литературе.

  2. Осуществить этапный, текущий и оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям.

  3. Определить наиболее приемлемые средства и методы комплексного контроля.

  4. Оценить необходимые качества для самбистов.

  5. Исследовать качество силы и скоростно-силовые качества.

  6. Сравнить показатели физических качеств школьников возрастом 11 – 12 лет и самбистов этого же возраста в динамике.

  7. Провести анализ полученных результатов.

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА)

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

Основным источником получения информации при подготовке спортсменов к соревнованиям является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.

1.1 Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

  • внешние признаки утомления;

  • динамика частоты сердечных сокращений;

  • значительно реже – показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

  • массы тела;

  • функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

  • функционального состояния системы внешнего дыхания;

  • морфологического состава крови;

  • биохимического состава крови;

  • кислотно-щелочного состояния крови;

  • состав мочи;

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

  • функционального состояния центральной нервной системы;

  • функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

  • функционального состояния центральной нервной системы;

  • функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

  • функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.

Текущий контроль может осуществляться:

  • ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

  • три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

  • один раз в неделю – после дня отдыха.

При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

  • центральной нервной системы;

  • вегетативной нервной системы;

  • сердечно-сосудистой системы;

  • опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.

Регистрируются:

  • общая физическая работоспособность;

  • энергетические потенции организма;

  • функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

  • специальная работоспособность.

1.2 Основные критерии осуществления комплексного контроля

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов к соревнованиям используют субъективные и объективные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса.

О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности.

Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее.

1.3 Основные показатели, используемые в комплексном контроле

Благодаря контролю собираются данные о физическом состоянии, развитии и подготовленности спортсмена. С помощью контроля проверяют эффективность применения средств и методик тренировки. Для этого используют различные показатели комплексного контроля.

В процессе оперативного контроля предусматривается оценка таких показателей:

1) поведенческих реакций занимающихся на управляющие команды тренера. Методом наблюдения и опроса тренер получает информацию об интересе к занятию или конкретному заданию, понимание задания и желание его выполнить, правильности выполнения заданий, что определяет последующие действия тренера – поощрения, порицание, поиск стимулов, коррекция задания;

2) техники выполнения упражнений. Методом визуального наблюдения, а также видеосъемки возможна оценка и регистрация технических характеристик выполняемых упражнений с их последующим анализом и исправлением ошибок;

3) адекватности выбранной программы поставленным задачам занятия.

Оценка кумулятивных изменений в состоянии занимающихся, долговременных сдвигов в уровне их тренированности и физической подготовленности осуществляется по абсолютным и относительным показателям.

Проводя тестирующие процедуры в системе текущего и этапного контроля, важно соблюдать метрологические требования, которые предусматривают стандартность измерения и условий тестирования, наличия унифицированных оценочных шкал.

Контроль по абсолютным показателям предусматривает измерение результатов тестирования в естественных величинах (метрах, сантиметрах, секундах, ударах в минуту и так далее), сопоставление с оценочными шкалами, разделенными на функциональные классы, качественные уровни (низкий, средний, высокий), констатацию уровня физической подготовленности занимающегося в конце цикла занятий (четверти, семестра). Таким образом, динамика результатов определяется переходом из одного уровня, ограниченного средневозрастным диапазоном, в другой.

Текущий контроль по относительным показателям предусматривает учет и оценку прироста показателей, переведенные единицы по сравнению с исходными (%). Это может быть выражено в процентном приросте показателей тестирования индивидуально каждого ученика в течение определенного цикла занятий, а также определение его рейтинга по отношению к сверстникам. Результаты всей возрастной группы занимающихся ранжируются от максимального до минимального в процентной шкале от 1 до 100. Продвижение по этой шкале вверх дает представление занимающемуся о том, насколько он увеличил свой результат, какой рейтинг он занимает среди сверстников и сколько процентов сверстников ему удалось обойти за этот период занятий.

Все виды комплексного контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления тренировочным процессом, позволяющую установить исходный уровень физического состояния индивида и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий.

Подбор адекватных управленческих воздействий связан с процедурой программирования занятий на основе данных педагогического контроля.

Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия.

Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается повышением уровня индивидуального физического здоровья, критериями которого могут быть:

  • Уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений хронических заболеваний; ускорение процессов восстановления после перенесенных заболеваний и так деле;

  • Снижение выраженности факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела, нормализация или снижение артериального давления, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

  • Снижение ЧСС в состоянии покоя, после сна и при стандартных физических нагрузках;

  • Улучшение результатов в двигательных тестах;

  • Повышение уровня физического состояния;

  • Повышение мотивации к занятиям.

Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния.

Раздел 2 Комплексный контроль в выбранном виде спорта – борьба самбо

Осуществление комплексного контроля мы решили произвести в таком виде спорта как борьба самбо. Этот вид спорта является довольно распространенным в нашем регионе. В городе Горловка существует четыре спортивных школы, воспитанники которых постоянно участвуют в областных, региональных, европейских и мировых соревнованиях. По итогам 2006 года в общекомандном зачете сборная команды Донецкой области заняла второе место на Чемпионате Украины среди юношей и девушек 84 – 86 года, после команды города Киева.

В ноябре 2006 года в Греции в городе Солонники проходило первенство мира среди юношей 88 – 89 года. В этом первенстве принимали участие борцы города Горловки – воспитанники КДЮСШ «Кочегарка». Трое из них стали бронзовыми призерами Чемпионата, проявив настойчивость и целеустремленность в достижении поставленных целях.

В апреле 2007 года будет проходить первенство Европы. В данный момент проводятся спортивные сборы в городе Киеве на спортивной базе в Конча-Заспе для подготовки сборной команды Украины. Среди них хочется отметить воспитанника КДЮСШ «Кочегарки» Мастера спорта Украины Дмитрия Паращевина.

Каждый год в спортивные секции самбо приходит большое количество ребят. При подготовке новичков комплексному контролю уделяется большое внимание. В начале тренировочного процесса осуществляется следующее: постановка целей и задач, подбор адекватных средств и методов, применение принципов обучения и тренировки, распределение содержания обучения и тренировки по времени, контроль за эффективностью процесса тренировки и его коррекцию.

2.1 Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо

Для рационального построения спортивной тренировки необходимы знания о возрастных особенностях организма будущих самбистов. Это позволяет тренеру избежать грубых ошибок при подборе средств и методов тренировки, адекватных возрасту его подопечных.

В современной практике спорта принято различать три основные возрастные группы: младший школьный (7 – 12 лет); средний школьный – подростковый (13 – 16 лет) и юношеский возраст (17 – 21год).

Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Например, для младшего школьного возраста типичными является: отсутствие скачкоподобных показателей в развитии систем организма, его функциональных и структурных превращений, умеренные и медленные темпы возрастания показателей, способностей и возможностей.

В этом возрасте почти невозможно сложить впечатление о приеме, который изучается, только с помощью речевого объяснения. Имеет место некоторое несоответствие (20%) между нагрузками и увеличением силы мышц сгибателей и разгибателей. Скорость восстановления сердечно-сосудистой системы замедленно. Относительная масса крови составляет приблизительно 9% массы тела (у взрослых 7 – 8%). Наблюдается склонность к дублированию и точности выполняемых движений, нестойкое внимание и интерес в процессе обучения.

Основным методом при работе с детьми этой возрастной группы является игровой. Широкий спектр несложных упражнений, умеренные нагрузки и положительный эмоциональный фон – основные методические условия повышения интереса к занятиям, поддержания порядка и дисциплины.

К особенностям подросткового возраста можно отнести наличие существенных скачкоподобных изменений (структурных и функциональных) в организме вследствие интенсивного полового развития. Перестройка жизнедеятельности организма и систем проявляется в резких изменениях настроения и неадекватном реагировании на факторы внешней среды. Этот возраст считают критическим в жизни человека. Тут можно заложить мощный фундамент для будущих серьезных достижений. В тоже самое время в этом возрастном периоде тренеры допускают большое количество грубых ошибок.

К наиболее типичным и существенным, с негативными последствиями можно отнести просчеты в динамике тренировочных и соревновательных нагрузок. Напряженные физические и психические воздействия тренировочных занятий и соревнований накладываются на интенсивные процессы перестройки, которые природно возникают в организме. Вследствие этого здоровью причиняется значительный вред, негативные последствия которого могут отразится на последующей жизни человека. В этом возрасте происходит неполное формирование изгибов позвоночного столба, не завершено окостенение ключицы, плечевых костей, предплечья, лопаток, плюсен и предплюсен. В тоже время основные двигательные функции у подростков достигают высокого уровня усовершенствования, что является последствием дозревания центров двигательного анализатора. Успешно развивается умение ориентироваться в пространстве (чувство оптимальной амплитуды и точности движений). Низкими являются показатели статической выносливости, высокая утомляемость.

В подростковом возрасте не следует увеличивать объем упражнений, которые выполняются с интенсивностью более 50-60% от максимальной, нельзя использовать больших нагрузок и даже значительных тренировочных, а тем более соревновательных нагрузок. Необходимо избегать возможных толчков и влияний на косно-мышечный аппарат. Строго запрещается привлекать подростков к выполнению программ подготовки взрослых самбистов.

Благодаря хорошей ориентации в пространстве, в этом возрасте полезными являются упражнения, которые развивают ловкость (координационные способности), быстро усваиваются и закрепляются технико-тактическими приемами. Во время обучения целесообразно применять комплексный метод.

Юношеский возраст характеризуется завершением (в целом) развития организма. Способности в реализации скорости и частоты движений достигают почти предельных показателей. Повышается способность организма выполнять работу, которая требует выносливости. После достижения совершеннолетия возможности сердца приближаются к уровню взрослых. В тоже время по сравнению со взрослыми спортсменами критерии скоростной выносливости ниже. Поскольку процесс развития организма в этом возрасте в основном останавливается, возможный постепенный переход к напряженным режимам спортивной тренировки.

2.2 Самбо – как вид спорта

Самбо (от «самозащита без оружия»), вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое.

Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.

Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин, др. соревнования.

В основу самбо положены приемы и технические элементы многих национальных видов борьбы народов СССР (узбекской кураш, грузинской чидаоба и др.), а также дзюдо кодокан. Формирование самбо как самостоятельного вида борьбы началось в 1920-е, центром его развития стал московский клуб «Динамо». Первые соревнования прошли в 1923. Сразу наметились два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное. Первоначально борьба называлась «сам», «самоз», «вольная борьба», «борьба вольного стиля», пока – уже в 1940-е – официально не утвердилось привычное для нас название.

2.2.1 Техника борьбы самбо. По классификации создателя самбо А.Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.

Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.

Броски делятся на: броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций. Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов. Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки. Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище. Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д. Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем. Техника борьбы лежа (в партере ). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и прочее).

2.2.2 Правила борьбы. Место проведения непосредственной встречи противников представляет собой квадрат 10 на 10 или 13 на 13м из синтетического материала (толщиной не менее 5см). Поверхность ковра закрывается специальным покрывалом. Рабочая площадь ковра, на которой происходит схватка, – круг диаметром 6 – 9м. Ширина остальной части ковра (зона безопасности) должна быть не менее 2м в любой точке.

Два противоположных угла ковра обозначаются синим (слева от судейского стола) и красным (справа) цветом. Состоит из специальной куртки красного или синего цвета, спортивных трусов и борцовской обуви. Мужчинам разрешается надевать защитный бандаж (или раковину), женщинам – топ или закрытый купальник. На время выступления запрещено надевать кольца, цепочки и другие предметы, которые могут нанести травму самому спортсмену или его сопернику.

Возрастные группы и весовые категории участников соревнований.

Различают следующие возрастные группы (мужские и женские): подростки – 11 – 12 лет, младший возраст – 13 – 14 лет, средний возраст – 15 – 16 лет, старший возраст – 17 – 18 лет, юниоры 19 – 20 лет, взрослые – 19 лет и старше, ветераны – от 35 лет (подразделяющиеся, в свою очередь, на несколько категорий). Деление на весовые категории различается в зависимости от возрастной группы борцов.

Подростки и младший возраст: 28 – 30кг, 32кг, 35кг, 38кг, 41кг, 45кг, 49кг, 53кг, 57кг, 62кг, 67кг, (мальчики); 26кг, 28кг, 30кг, 32кг, 34кг, 36кг, 38кг, 41кг, 45кг, 49кг, 53кг, +53кг (девочки);

Средний возраст: 38 – 40кг, 42кг, 45кг, 48кг, 51кг, 55кг, 59кг, 63кг, 68кг, 73кг, 78кг, +78кг (мужчины) ; 32кг, 34кг, 36кг, 38кг, 40кг, 42кг, 45кг, 48кг, 51кг, 55кг, 59кг, +59кг (женщины);

Старший возраст: 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 65кг, 70кг, 75кг, 81кг, 87кг, +87кг (мужчины); 40кг, 44кг, 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 65кг, 70кг, 75кг, +75кг (женщины);

Юниоры и взрослые: 52кг, 57кг, 62кг, 68кг, 74кг, 82кг, 90кг, 100кг, +100кг (мужчины); 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 64кг, 68кг, 72кг, 80кг, +80кг (женщины);

Ветераны: 62кг, 68кг, 74кг, 82кг, 90кг, 100кг, +100кг (мужчины). Могут проводиться соревнования без учета весовой категории – абсолютная весовая категория. Взвешивание участников происходит один раз: за день до начала соревнований или в первый день – за два часа до соревнований.

2.2.3 Судейство. Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно. Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем – борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями.

Делают шаг назад и по свистку арбитра начинают схватку. Сигнал об окончании поединка – удар гонга. В спортивном самбо разрешены: броски, зацепы, подсечки, захваты, болевые приемы, удержания и др. атакующие и защитные действия. Борьба ведется в стойке и лежа на ковре (в партере). В течение схватки борцы не имеют права уходить за границу ковра без разрешения арбитра. Спортсмен может, с разрешения арбитра, покинуть ковер для приведения в порядок костюма. Медицинская помощь оказывается на ковре или на краю ковра.

На ее оказание отводится в общей сложности не более 3 минут в ходе одной схватки. Для взрослых и старшего возраста – 5 минут (мужчины) и 4 минуты (женщины), для среднего и младшего возрастов – 4 минуты (мужчины и женщины), для ветеранов – 4 минуты (мужчины) и 3 минуты (женщины). Учитывается «чистое время». Если соревнования проходят в один день, то число схваток для одного спортсмена не должно превышать 9, если больше одного дня – 5.

Для старшего и младшего возраста допустимый предел – 7 схваток в однодневных соревнованиях и 4 – в многодневных. Время отдыха между схватками должно составлять не менее 10 мин для взрослых и юниоров и не менее 15 мин – для юношей и подростков. Результатом схватки может быть победа одного и поражение другого борца или поражение обоих спортсменов.

Победа может быть: чистой, с преимуществом, по баллам, технической, по предупреждению, при снятии противника за пассивность. Чистая победа присуждается за чистый бросок или болевой прием, приведший к отказу противника продолжать схватку, при явном преимуществе одного из борцов (он набирает 12 и более баллов), при снятии противника со схватки. (Чистым считается бросок без падения атакующего, в результате которого атакуемый, находившийся в положении стоя, падает на спину.) При чистой победе победитель получает 4 квалификационных очка. Если к моменту окончания схватки один из борцов набрал 8 – 11 баллов, ему присуждается победа с преимуществом.

Победитель при этом получает 3,5 квалификационных очка. При наличии у проигравшего набранных в ходе схватки баллов он получает 0,5 очка. Если борец набрал от 1 до 7 баллов, ему присуждается победа по баллам. Победитель получает 3 очка, побежденный – 1 (при наличии баллов). При равенстве баллов техническая победа присуждается борцу, набравшему больше оценок за технические действия: например, активность.

Ему начисляется 3 квалификационных очка, побежденному – 1 очко (при наличии технических баллов). При равенстве «активностей» победа отдается тому из соперников, кто провел больше приемов на 4 и 2 балла. При наличии только «активности» и отсутствии баллов по окончании схватки победа присуждается тому борцу, у кого этих оценок больше, при одинаковом количестве «активностей» – тому, кто получил активность последним.

В этом случае победитель получает 2 очка, побежденный – 0. Если к моменту окончания схватки у обоих борцов нет технических баллов и оценок «активность» и имеется равное число предупреждений, победа присуждается тому, кто получил последнюю оценку за предупреждение, объявленное противнику. За победу предупреждением борец получает 2, а побежденный – 0 очков.

Решением главного судьи борец может быть дисквалифицирован и снят с соревнований с присуждением его противнику чистой победы. Борец может быть снят: при повторной попытке провести запрещенное действие, если он не укладывается в 3 минутный лимит времени, отведенный на оказание медицинской помощи, после двух предупреждений и при необходимости объявить ему третье за уклонение от борьбы.

При дисквалификации и снятии с соревнований борца его противник может получить от 2 до 4 очков, – в зависимости от ситуации и решения судейской бригады. Борец также может быть снят при получении травмы, за неявку на ковер в течение 1,5 мин после вызова на ковер, за грубое поведение по отношению к противнику, судьям, за отказ подать руку сопернику, за проведение некорректного приема, в результате которого соперник получил травму и – по заключению врача – не может продолжать борьбу, за обман судей. При этом спортсмен, снятый с соревнований, получает 0 очков, его противник – 4.

Технические баллы

Атакующие действия борца, не принесшие ему чистой победы, оцениваются баллами. Качество и, соответственно, оценка броска текущий зависят от следующих факторов: в каком положении находились до броска атакующий и атакуемый, без падения или с падением проводился бросок, на какую часть тела упал соперник в результате броска. 4 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на спину, за бросок без падения, при котором противник упал на бок, за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на бок, за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок без падения, при котором противник, до броска находившийся в положении на коленях, упал на спину, за неоконченное удержание, длившееся более 10 сек, за повторное предупреждение, объявленное сопернику. 1 балл присуждается: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок с падением, при котором противник до броска находился на коленях, упал на спину, за бросок без падения, при котором противник, находившийся до броска в положении на коленях, упал на бок, за первое предупреждение, объявленное противнику.

Активность присуждается за: неоконченное удержание, длившееся меньше 10 секунд (оценивается один раз в схватку), за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на колено или колени. Удержания, выполненные борцом в ходе схватки, не могут быть оценены более чем в 4 балла. Поэтому при проведении полного удержания набранные ранее баллы или активность за неоконченные удержания аннулируются.

Запрещенные приемы и действия.

В спортивном самбо запрещено: бросать противника на голову с захватом на болевой прием, бросать противника, падая на него всем телом, делать удушающие захваты, а также зажимать сопернику рот и нос, препятствуя дыханию, наносить удары, царапаться, кусаться, проводить болевые приемы на позвоночнике, скручивать шею, руками и ногами сжимать голову противника или придавливать ее к ковру, скрещивать ноги на теле противника, упираться руками, ногами, или головой в лицо противника, давить локтями или коленями на любую часть тела противника, делать захваты за пальцы, делать загиб руки за спину и болевые приемы на кисть, выкручивать пятку и делать узлы на стопу противника, делать рычаг колена, сгибая ногу не в плоскости ее естественного сгиба, проводить болевые приемы при борьбе стоя, а также рывком.

К запрещенным действиям относят: захват за трусы или за рукав куртки изнутри, за край ковра. Если судья не замечает запрещенного действия или приема одного из борцов, его соперник может подать судье сигнал голосом или жестом.

2.2.4 Система проведения турниров в борьбе самбо. Они могут проходить: 1) по круговой системе с распределением на подгруппы, 2) по системе с выбыванием после двух поражений, 3) по системе с разбиванием на группы с выбыванием и утешительными встречами.1) Проводятся, если в весовой категории представлено много участников. Число подгрупп – 2, 4, 8 или 16. В подгруппе не может быть больше 6 спортсменов.

Сильнейшие борцы распределяются по разным подгруппам, остальные участники – по жребию. Двое сильнейших в подгруппе проходят в следующий этап. Схватки между борцами, вышедшими в полуфинал (финал) из одной подгруппы, считаются полуфинальными (финальными) и их результат переносится в протокол полуфинала (финала). 2) Участники по жребию получают порядковые номера и разбиваются на группы А (нечетные номера) и B (четные).

Проигравший в двух схватках на предварительном этапе выбывает из борьбы. Соревнования с выбыванием продолжаются до тех пор, пока в подгруппах не останется по три участника. Далее проводятся финалы в подгруппах по круговой системе (с зачетом состоявшихся ранее поединков), в результате которых определяются тройки лучших: А1, А2, А3 и В1, В2, В3.

Распределение итоговых мест проходит двумя способами: стыковым (А1 и В1 борются за первое место, А2 и В2 – за третье, а А3 и В3 – за пятое) или перекрестно-стыковым (А1 и В1 разыгрывают первое место, а пары А2 и В3, А3 иВ2 – третье). 3) Все участники разбиваются на две группы: А (нечетные номера) и В (четные). В каждой группе схватки проходят до тех пор, пока не останется два финалиста: А1 и В1. Они разыгрывают первое место. Остальные участники проводят утешительные встречи, разыгрывая 3, 4 и пр. места.

При большом количестве участников такие встречи могут не проводиться. По своему характеру, помимо личных, соревнования могут быть командными и лично-командными. В лично-командном первенстве командные места определяются в зависимости от личных результатов участников (в каждой весовой категории должно быть по одному борцу от команды).

Командные места определяются двумя способами: в зависимости от набранных очков либо по принципу наименьшей суммы штрафных очков, набранными всеми участниками команды. Командные соревнования могут проходить по любой из вышеприведенных схем проведения личных турниров. За каждую победу команде начисляется 1 очко. В турнире побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Раздел 3 Контроль при подготовке самбистов к соревнованиям. 

3.1 Структура тренировочного процесса

Современной спортивной практикой обоснована структура тренировочного процесса, которая представляет собой относительно стойкий порядок его компонентов (частей, сторон), их закономерное отношение и общую последовательность.

В цикле спортивных тренировок различают три основных уровня. Первый – микроструктурный. К нему относятся структуры отдельных тренировочных занятий, микроциклов и их совокупностей. Второй уровень – мезоструктурный. В него входят структуры, к которым относятся системы микроциклов, мезоциклов. Третий – макроструктурный. Его составляют структуры макроциклов и их периодов, годичных и многогодовых циклов спортивных тренировок.

Многогодовая спортивная тренировка в самбо проводится по этапам, каждый из которых включает в себя несколько годовых циклов, которые составляются (в зависимости от количества соревнований) из нескольких микроциклов (чаще 2 – 3). Исключением является одноцикловая структура годовой подготовки юных самбистов.

Макроциклы включают в себя периоды – подготовительный и соревновательный. Третий период – переходной, как правило, планируется один (завершающий). Подготовительный период принято разделять на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный; соревновательный – на четыре: предварительной и непосредственной подготовки к соревнованиям, соревновательный и послесоревновательный.

На протяжении периодов макроцикла состояние спортивной формы формируется в первом периоде, стабилизируется – во втором, временно утрачивается – в третьем.

Занятие самбо, как правило, состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В зависимости от решаемых в тренировочном процессе задач используются следующие типы занятий: обучающие, тренировочные, обучающе-тренировочные, восстановительные и контрольные.

Микроциклы в тренировочном процессе самбистов могут быть втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и соревновательные. Чаще используются недельные, хотя нередко и микроциклы продолжительностью от 3 – 4 до 10 – 14 дней.

Продолжительность мезоциклов находится в промежутке 3 – 6 недель. Наиболее распространены четырехнедельные мезоциклы. Типы мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные.

Все структурные образования процесса спортивной подготовки самбистов независимо от их уровня (микро, мезо, макро) можно классифицировать по трем основным критериям: решение в них педагогических задач; направленность основного объема работы; величина суммарных нагрузок.

3.2 Содержание различных сторон подготовки самбистов

Различают шесть основных сторон подготовки самбистов: техническую, тактическую, психологическую, физическую, интеллектуальную и интегральную.

Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов. Техническая подготовка логически связана с физической, тактической, психологической и интеллектуальной.

Существует прямая зависимость между количеством приемов, которыми владеет самбист, и эффективностью тактических задач, которые необходимо решать в процессе соревновательной деятельности. На содержание технической подготовки самбиста существенно влияет развитие тактики в этом виде единоборств и правила соревнований.

В процессе технической подготовки спортсмен овладевает базовыми и вспомогательными приемами и действиями.

Приемы – это специализированные положения и движения самбистов, которые выполняются вне соревнований, действия – один или несколько приемов, которые реализуются в условиях соревнований.

Базовые приемы и действия – это обязательный объем технической подготовки самбиста, вспомогательные – элементы отдельных движений, которые являются результатом творческой работы спортсменов. Они характеризуют их индивидуальные особенности.

Различают три основные уровни процесса технической подготовки – формирование двигательных представлений, умений и навыков. Особенностями последнего является стабильность, надежность и автоматизм.

Критерием тактической подготовки является результативность техники. Включают пять показателей результативности: эффективность, стабильность, вариативность, экономичность и минимальная тактическая информированность соперника.

Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.

Структуру тактической подготовки в самбо составляют действия, направленные на формирование тактических знаний, умений, навыков и мышления в целом.

Тактические знания самбиста – это представление про приемы, виды, формы тактики и их использование в процессе тренировок и соревнований. Тактические умения – действия, которые диктуются тактическими знаниями: прогнозировать план соперника и соревновательную ситуацию, способность корректировать свой по ходу поединка, тактические навыки – целостные тактические действия, которые реализуются в процессе тренировки и соревнований. Тактическое мышление самбиста – это способность принимать правильные тактические решения при дефиците времени и высоком тактическом напряжении.

Содержание тактики ведения соревновательной деятельности в самбо составляют средства тактической подготовки, которые создают благоприятные условия для атаки. Их можно разделить на четыре группы:

  • направленные на возникновении у соперника защитной реакции – угрозы, сковывания, выведение из равновесия;

  • направленные на возникновение у соперника атакующей реакции;

  • направленные на отсутствие или ослабление реакции соперника – повторная атака, двойной обман;

  • направленные на использование преимущественно силового воздействия.

Показателями качества процесса тактической подготовки является активность и эффективность тактических действий. Активность тактических действий реализуется тактикой беспрерывных и эпизодических атак, эффективность тактических действий обеспечивается способностью самбиста предвидеть соревновательные ситуации.

Психологическая подготовка самбиста – это процесс достижения высокого уровня волевой и специальной психической подготовленности.

Волевая подготовленность самбиста включает в себя способности реализации целеустремленности, решительности и смелости, настойчивости и упорства, выдержанности и самообладания, самостоятельности и инициативности.

К специальной психической подготовленности относятся: устойчивость к стрессам в процессе тренировки и соревнований; уровень кинестетических и визуальных восприятий тактико-технических действий и условий окружающей среды; умения управлять эмоциями и движениями; способность воспринимать, анализировать и реагировать на информацию в условиях дефицита времени и пространства; умение пространственно-временного предвидения действий на ковре и за его пределами; способность реализовать опережающие реакции, которые формируются в коре головного мозга.

Объем и сосредоточенность внимания существенно влияют на эффективность реализации каждого из компонентов специальной психической подготовленности самбиста.

В современной системе психологической подготовки самбистов, кроме волевой и специальной психической подготовленности, выделяют такие блоки: формирование мотивации к занятиям самбо; идеомоторная тренировка; усовершенствование реагирования и специальных умений; коррекция психического напряжения; усовершенствование толерантности к эмоциональному стрессу; управление предстартовым и стартовым состоянием.

Формирование мотивации – действия, которые направлены на сохранение потребности спортсменов совершенствовать свое мастерство на протяжении долгого времени. Важным моментом этого процесса является мотивационная ориентация, которая зависит от выбора внутренней или внешней среды. В первом случае акцент делается на технико-тактическое, физическое совершенствование и качество процесса тренировки и соревнований, во втором – на спортивные достижения.

Мотивационная ориентация многолетней спортивной подготовки ведущих самбистов мира, как правило реализуется в трех основных направлениях: на качество процесса совершенствования; на победу; на возможность проигрыша. Зависит это от этапа тренировки, квалификации и подготовленности спортсменов, ранга соревнований и состава участников.

Физическая подготовка самбиста – процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей.

В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка решает задачи развития двигательных качеств, которые способствуют достижениям в самбо. Вспомогательная физическая подготовка создает функциональный фундамент для развития специальных двигательных качеств спортсменов. Специальная физическая подготовка позволяет развивать двигательные качества относительно специфике самбо.

Силовая подготовка самбиста решает следующие задачи: развитие основных силовых качеств (максимальной и скоростной силы, силовой выносливости); увеличение активной мышечной массы; укрепление тканей (соединительных и опорных); гармонизация формы тела. Уровень развития силы является предусловием развития совершенствования быстроты, ловкости и гибкости самбиста.

Методы развития силовых качеств в самбо: изометрический (в основе – напряжение без изменения длинны мышц); плиометрический (создает в мышцах потенциал напряжения); изокинетический (работа с большим напряжением); переменных опор (с использованием тренажеров).

Быстрота (скоростные возможности) самбиста – это совокупность функциональных качеств, благодаря которым двигательные действия выполняются за минимальное время. Существует две формы их проявления – элементарные (латентное время простых и сложных двигательных реакций; скорость и частота отдельного движения) и комплексные (проявление скоростных возможностей в сложных двигательных актах). Примером комплексных форм проявления этих качеств в самбо являются броски, выведение из равновесия и другое. Их уровень обеспечивается развитием элементарных форм быстроты в совокупности с другими физическими качествами и технико-тактической подготовленностью.

Выносливость самбиста проявляется в способности эффективно выполнять работу при нарастающем утомлении. Уровень выносливости лимитируется: энергопотенциалом систем организма адаптированных к специфике самбо; качеством технико-тактических навыков; психическими возможностями.

Гибкость в самбо – это функциональные качества опорно-двигательной системы организма, которые лимитируют амплитуду движения самбиста. Для того, чтобы определить амплитуду движений в отдельных суставах, используют понятие «подвижность».

Гибкость самбиста существенно влияет на уровень его достижений. Специфика движений в самбо требует от спортсмена комплексного проявления физических и психических качеств и способностей, непредвиденных по своей сложности и динамике поз и положений.

Недостаточная гибкость нередко бывает причиной утраты качеств обучения технико-тактическим действиям, снижения уровня внутримышечной и межмышечной координации, экономичности движений, что часто приводит к травмам и нарушениям опорно-двигательного аппарата самбиста.

Факторы, которые определяют уровень гибкости: эластические качества мышц, кожи, подкожной основы и соединительной ткани; эффективность нервной регуляции сокращения мышц; объем мышц, которые принимают участие в движениях; особенности строения суставов.

Степень гибкости зависит от пола спортсмена, возрастных показателей и окружающей среды. У мальчиков и мужчин она ниже чем у девочек и женщин. С возрастом ее уровень снижается.

Повышает (до 20%) гибкость интенсивная разминка. Аналогичный эффект достигается путем темпового влияния. Злоупотребление упражнениями, направленными на растягивание связок и суставных капсул, ведет к стабилизации уровня гибкости и травм.

К основным требованиям к компонентам нагрузки (их необходимо учитывать во время развития гибкости) относятся: характер и особенности чередования упражнений; длительность упражнений (количество повторений – 10-25 секунд); темп движений (медленный); величина отягощения (до 50%); интервалы отдыха (от 10-15 секунд до 2-3 минут).

Ловкость самбиста (координационные способности) – это возможность быстро, точно, целенаправленно и экономично решать сложные двигательные задачи, которые возникают на ковре. К важным факторам, которые определяют уровень ловкости самбиста, относятся оперативный контроль параметров движений, выполняемых на ковре, и его анализ. Эффективность этих операций на прямую зависит от уровня мышечно-суставной чувствительности. Повышению последней способствует разнообразие тренировочных упражнений, которые подбираются в строгом соответствии к специфике самбо: броски со сменой направления движения; прыжки с нестандартных исходных положений, которые выполняются одновременно с имитацией отдельных технико-тактических действий и другое.

Структура координационных качеств состоит из способностей усваивать новые движения, умение оценивать и управлять отдельными характеристиками движений, способностей к импровизации и комбинации движений. Двигательный запас наиболее эффективно обеспечивается к 15-ти летнему возрасту.

Координационные способности самбиста во многом обуславливаются умением объективно принимать и оперативно переделывать информацию во время поединков. Эффективность управления своими движениями тесно связано с уровнем совершенствования специализированных восприятий – чувство ковра, куртки, времени, пространства, развитию усилий и другое.

Существует прямая зависимость между темпами повышения мастерства в современном спорте и уровнем интеллекта спортсмена. В самбо оно тем более очевидно, поскольку в вариативных ситуациях поединка спортсмену необходимо за долю секунды безошибочно решать различные задачи – к типичным можно отнести выбор и использование эффективных технико-тактических действий или комбинации (по мнению специалистов, их количество в самбо достигает до 10 тысяч).

Структуру процесса интеллектуальной подготовки самбиста составляют формирование способностей объективного восприятия и концентрация внимания; совершенствование памяти и эффективности мыслительных процессов; формирование способностей к оперативной обработке информации, принятие решений и их реализация в условиях соревновательной деятельности.

Уровень интеллектуальной подготовки самбиста определяется тремя основными факторами: широтой взгляда (мировоззрением); знанием закономерностей спортивной тренировки; способностями к реализации технико-тактических решений в процессе соревнований. Роль тренера – способствовать формированию интеллектуальных возможностей самбиста на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Для этого широко используется система специальных заданий и контроль за качеством их выполнения.

Интегральная подготовка самбиста – процесс координации и реализации в соревновательной деятельности разных сторон подготовленности (технической, тактической, психологической, физической и интеллектуальной). Синтетичный подход, направленный на комплексное проявление способностей самбиста в специфических условиях соревновательной деятельности, - основное задание интегральной подготовки. Наиболее популярный способ – разные по уровню значения и педагогическими заданиями поединки.

К методическим приемам повышения эффективности интегральной подготовки самбистов относятся: облегчение условий соревновательных поединков (использование спарринг-партнеров меньших весовых категорий; проведение атакующих технико-тактических действий в поединке с более слабым соперником и другое); усложнение условий (поединки с более сильным и большим по весу соперником) борьбы на ковре, размеры которого больше или меньше по правилам; проведение соревнований в непривычных климатических условиях; интенсификация соревновательной деятельности за счет повышения плотности поединка (количество использованных технико-тактических действий и комбинаций).

3.3 Общая и специальная физическая подготовка

Физическая подготовка - органическая часть подготовки спортсмена с преимущественной направленностью на укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), на улучшение способности координировать движения и проявлять волевые качества. Попутно совершенствуется техника выполнения различных упражнений.

Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). На основании научных исследований и обобщения опыта подготовки самбистов многие специалисты в этой области разделяют СФП на две части: предварительную (СФП-1), преимущественно направленную на построение специального «фундамента», и основную (СФП-2), цель которой — возможно более высокое развитие двигательного потенциала.

В процессе одного большого цикла подготовки проводится сначала общая физическая подготовка, потом на ее основе строится специальный «фундамент», на базе которого, в свою очередь, добиваются высокого уровня в развитии двигательных и других качеств. Это как бы все повышающиеся ступени приобретения физической подготовленности спортсменом.

Общая физическая подготовка

Успех в любом виде спорта достигается за счет координированной работы мышц всего тела, согласованной деятельности всех органов и систем организма, напряжения воли и психики спортсмена.

ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшения координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектов телосложения и осанки. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Под влиянием ОФП улучшается здоровье спортсмена, организм его становится совершеннее. А чем крепче здоровье и выше работоспособность организма, тем лучше спортсмен воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается и достигаёт более высокого уровня в развитии двигательных качеств. Важную роль в ОФП занимают упражнения, которые тотально воздействуют на весь организм и заставляют активно работать все органы и системы (например, продолжительный бег, езда на велосипеде и другое). Естественно, необходимы упражнения и более ограниченного влияния, с помощью которых развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в конечном счете достигают суммированный эффект общей физической подготовленности. Особенно важно с помощью ОФП укрепить слабые места в организме, повысить их функциональные возможности.

Здесь уместно напомнить, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, можно называть общими, поскольку они выражают способность организма спортсмена, его психической сферы выполнять любую физическую работу более или менее успешно. Отсюда — общая выносливость, общая сила, общая подвижность в суставах, общее умение координировать движения, общая психологическая подготовленность.

Самбистам на определенном этапе тренировки совершенно необходимы продолжительные занятия такими упражнениями, которые укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают возможности органов дыхания, повышают общий обмен веществ в организме, позволяют выдерживать большие нагрузки, быстрее протекать процессам восстановления после них, не уставать во время разминки. Общая выносливость — важная часть общего фундамента, обеспечивающего отличное функциональное состояние организма спортсмена, эффективность тренировки и успешность участия в соревнованиях.

Особое внимание следует уделять развитию общей силы, поскольку в ней концентрируются многие компоненты физической подготовленности.

Для развития общей силы используйте разнообразные по координации и усилиям упражнения. Наибольшее значение имеют упражнения:

  • с отягощением (гантели от 2,5кг, мешок с песком, набивные мячи 2—5 кг, пояс и жилет с дробью, манжеты, гири 16 и 32кг, штанга, тяжелый камень и другое);

  • в преодолении собственного веса (прыжки, приседания, многоскоки, подтягивания и прочее);

  • с сопротивлением партнера (сопротивление, борьба и другое).

Кроме того, используются различные тренажеры и устройства (маятниковые, качельные, центробежные, пружинные, ударные и другие).

Специальная физическая подготовка

СФП направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к требованиям борьбы самбо.

СФП-1 — специальный фундамент, точно соответствующий требованиям самбо и обеспечивающий подготовленность для эффективного выполнения СФП-2 и всего дальнейшего тренировочного процесса.

Задачи построения специального фундамента: укрепление организма соответственно особенностям борьбы, развитие в этом направлении органов и систем, налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена, закрепление и экономизация техники движений, совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

Необходим специальный фундамент, приобретаемый в процессе выполнения не чужой, а своей тренировочной работы, фундамент, органически связанный с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном нами виде спорта.

Для приобретения специального фундамента тренирующимся в борьбе самбо следует использовать многократное повторение главных частей избранного вида спорта и повторение его в целом. При этом возможен вариант, когда проводится сначала силовая подготовка, формирование прекрасно развитой и отлично управляемой мускулатуры всего тела.

В построении специального фундамента очень важно применить также упражнения, выполняемые в более трудных условиях. Это могут быть упражнения с значительно повышенными требованиями к силе, силовой выносливости, скоростно-силовым качествам, а также выносливости. Такие упражнения могут выполняться дополнительно к программе СФП-1 как часть занятия тренировочного дня или микроцикла. Но это может быть и этапом особо повышенных специализированных нагрузок на протяжении 3—4 недель.

Большое значение имеет интенсивность выполняемой самбистами работы. Упражнения, создающие специальный фундамент, выполняются с уменьшенной интенсивностью 75—80% от максимальной. Это позволяет выполнять очень большое количество тренировочной работы и в большом объеме. Если же увеличивать интенсивность (фактически форсируя тренировку), не укрепив предварительно органы и системы и весь организм в целом, то на долю ЦНС, мобилизующей скрытые резервы работоспособности, падут очень большие нагрузки. В результате у спортсмена могут наступить нервное переутомление и как результат — резкое снижение работоспособности.

Необходимо использовать возможность повышения интенсивности в решающих фазах упражнения за счет увеличения продолжительности менее активных фаз при непрерывно выполняемом движении.

Однако интенсивность можно уменьшать только до определенного предела. Кинематически этот предел — нижняя граница диапазона подвижности навыков в спортивной технике. Физиологически и психологически в борьбе интенсивность тренировочной работы достигается по возможности непрерывным выполнением упражнения. Разумеется, при этом нагрузка будет носить несколько волнообразный характер, в диапазоне ЧСС от 120 до 190 секунд усилиями до 75— 80% от максимального. Во всех случаях спортсмен, в зависимости от самочувствия, может непроизвольно чуть повышать интенсивность и, наоборот, несколько снижать ее.

Как в течение одного подготовительного периода, так и из года в год, в процессе построения специального фундамента интенсивность должна постепенно возрастать в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Это естественный результат правильной тренировки.

Особо внимательно следует отнестись к количеству выполняемой тренировочной работы. Оно, постепенно увеличиваясь, достигает больших величин — 2-4 и более часов непрерывной работы в день, предназначенный для наибольшей нагрузки. В конечном итоге только большое количество работы играет решающую роль в приобретении специального фундамента.

Естественно, что для спортсмена большая продолжительность не должна быть следствием принуждения или «потому что надо» и не должна вызывать чувства неудовлетворения и угнетенности. Необходимо создавать интерес пониманием учениками огромной роли построения специального фундамента и повышать эмоциональность тренировки.

Значительное увеличение продолжительности непрерывного повторения упражнений и специальных упражнений — очень перспективный путь. В борьбе используют большое число повторений — 100—200 и более в одном тренировочном дне. Для увеличения числа повторений можно использовать облегчение условий выполнения упражнений (уменьшенный вес партнера, отработка без сопротивления и другое).

Интервалы между повторениями надо сводить к минимуму. Но интервалы отдыха следует увеличить, если преследуется цель увеличить число повторений.

Для укрепления специального фундамента, помимо тренировки, очень нужны и специальные упражнения. Эффективность их весьма высока. Например, в борьбе необходимо развивать скоростно-силовые качества. Для этого применяют упражнения, направленные, на их развитие. Такие упражнения выполняются непрерывно и возможно дольше с усилиями 80—90% от максимальных.

Сегодня уже не вызывает сомнений необходимость ежедневной тренировки для построения специального фундамента. Однако нагрузка должна быть такой, чтобы спортсмен мог полностью отдохнуть и восстановиться к следующему тренировочному дню. Поэтому величину ежедневной тренировочной работы надо установить соответственно силам спортсмена, его восстановительным возможностям. Чтобы не ошибиться в этом, нужно заведомо занизить интенсивность и объем нагрузки в первые 2—3 недели, чтобы спортсмен убедился в возможности полноценной ежедневной тренировки и поверил в свои силы. В дальнейшем нагрузка постепенно повышается и устанавливается на требуемом уровне. При этом обязателен контроль за состоянием спортсмена и его самоконтроль, на основании чего определяется полное восстановление после работы накануне

В процессе СФП-1 можно и нужно параллельно решать ряд задач: совершенствовать технику, поддерживать быстроту и частоту движений на имеющемся уровне или даже повышать его, улучшать подвижность в суставах, увеличивать силу мышц, воспитывать волевые качества и так далее. Разумеется, надо выбрать лишь те задачи, которые необходимы для данного спортсмена в связи с сильными и слабыми сторонами его подготовленности.

Цель СФП-2 — поднять в допустимой для данного этапа тренировки мере уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма. Прежде всего, имеется в виду развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. Разумеется, при этом не следует забывать о сопутствующих возможностях совершенствования координации движений, их выразительности, ловкости.

Основными средствами для развития основных физических качеств являются упражнения, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения. Применение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, с чем связано изменение кинематики и динамики движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, по возможности ближе к его верхней границе. Это относится и к специальным упражнениям.

В принципе упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выполняются с соревновательной интенсивностью, несколько ниже (85—90%) или выше ее. Эти три режима интенсивности имеют место на последней ступени физической подготовки, при развитии любого двигательного качества.

3.4 Специфика осуществления комплексного контроля в борьбе самбо

Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом.

Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема контроля за состоянием спортсмена.

Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.

Центральное место в педагогическом контроле занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок.

Комплексный контроль осуществляется на всех этапах подготовки самбиста. Его специфика зависит от уровня квалификации спортсмена и этапа подготовки последнего к соревнованиям. Контроль физической и технической подготовленности является составной частью системы подготовки начинающих самбистов и осуществляется не реже двух раз на протяжении года. Его цель – оптимизация процесса подготовки, которая реализуется путем решения разных задач. Среди основных – комплексное медицинское обследование и контроль подготовки учеников.

Контроль уровня подготовленности начинающих самбистов

Тест

Методические указания

Физическая подготовка

Скоростные качества

1.

Бег 30 метров, секунды

С высокого старта

2.

Броски на протяжении 10 секунд, количество раз

Стандартный приём, с партнером без сопротивления

3.

5 бросков, секунды

Темп максимальный

Силовые качества

1.

Прыжок в длину, сантиметры

С места

2.

Удержание ног в положении угла 900, секунды

В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке)

3.

Прыжок в высоту, санти--метры

С места

4.

Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз

До уровня подбородка

5.

Борьба за владение мячом, количество раз

Стоя на коленях, по сигналу тренера

6.

Кистевая динамометрия, килограммы

Максимальное усилие левой и правой рук

Выносливость

1.

Бег 400 метров, минуты, секунды

На стадионе или по месту (в лесу)

2.

Броски манекена 2 минуты, количество раз

Тренер определяет стандартный прием

3.

Броски партнера 3 минуты, количество раз

Тренер определяет стандартный прием

Гибкость

1.

Гимнастический мост

На ковре

2.

Борцовский мост

На ковре

3.

Наклон вперед

Стоя на ковре

4.

Наклон вперед

Стоя на гимнастической скамье

5.

Подъем ноги (пятки) к голове (за голову)

Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине

Координационные способности

1.

Комплекс упражнений

Общего и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются вместе

2.

Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды

Тренером составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями

3.

Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды


Источник: http://ua-referat.com/Оперативный_текущий_та_этапный_контроль_за_уровнем_физической_подготовки_спортсмена_на_примере



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Контроль за физическим состоянием спортсмена в пауэрлифтинге Юбки из тканей с вышивкой

Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена Оперативный этапный и текущий контроль состояния спортсмена