+

Рассмотрено на заседании

ШМО классных руководителей

Протокол №

От 2011года

Рукоовдитель

______________Р.А.Усанова

Согласовано

зам. директора по ВР

___________ М.Н.Николаева

Утверждаю

Директор МОУ «Средняя школа №4»

__________ И.А.Чернышева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28» города Чебоксары

Рабочая программа

кружка «Умелые ручки»

1 ступень начального общего образования

1класс

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Составила учитель

начальных классов

Ортикова Татьяна Николаевна

2011-2012

Программа кружка «Умелые ручки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования поделок одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Планируемые результаты

К концу 1 года обученияучащиеся научатся

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками

« через край», «петельный шов».

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

. Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Содержание программы разделено по видам обрабатываемых материалов.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа

с бумагой

и картоном.

10

10

 

3

Работа

с тканью

6

6

 

4

Работа

с бросовым материалом

8

8

 

5

Работа

с пластилином

6

6

 

6

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

32

30

 

Тематическое планирование

Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с бумагой и картоном (10 часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью (6 часов).

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом( 8 часов).

  • Конструирование дома для сказочных героев.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (6 часов).

  • Рассказ о глине и пластилине.

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

  • Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов(1 час).

Литература

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

  • Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  • Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

  • М.А.Гусакова “Аппликация”

  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

  • 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

  • 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  • Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

  • Н.М.Конышева “Умелые руки”

  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

“Копилка игр сибирячка”

  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бус и бисера»


Источник: http://gigabaza.ru/doc/29530.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Квиллинг: схемы с подробным описанием, 29 фото и Как вязать из итальянской пряжи

Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок Изготовление ручных поделок